Методическая копилка

Инновационный социальный проект
       «Закрытая экосистема» 

                                                                
                                                               







                                                                                 Актуальность

 Более 200 тысяч человек заявило о своем желании участвовать в проекте Mars One — колонизации красной планеты в 2023 году. Экспедиция будет безвозвратной, поэтому для ее успеха особенно важна разработка функционирующей замкнутой экосистемы. И если технологии путешествия до Марса примерно понятны, то создание искусственных устойчивых биосфер пока вызывает вопросы.
Замкнутая экосистема – система, не связанная с окружающим миром и не нуждающаяся для своего выживания в любой подпитке извне в течение очень долгого времени. Создание экосистемы в бутылке –работа, помогающая изучить всю деликатность природного баланса и было выяснить, сможет ли человек жить и работать в замкнутой среде . В отдалённом будущем такие системы могут быть полезны и как автономные поселения в космосе, и в случае крайнего ухудшения условий жизни на Земле.
Мы решили участвовать в проекте Mars One  и начали разработку функционирующей замкнутой экосистемы.  Но можно ли создать свою взаимосвязанную систему, свой изолированный «МИР»  в бутылке, если мы возьмем все составляющие цепочек питания? И насколько он будет устойчивым?
  Нас заинтересовала эта проблема, и мы выдвинули гипотезу о том, что возможно создать стойкую закрытую систему в бутылке в «домашних» условиях, которая будет существовать вечно -  если за ним осуществлять нужный уход.
В нашем исследовании мы выделяем основные четыре этапа:
1) отбор материала;
2) создание необходимых физических условий для функционирования экосистемы в бутылке;
3) наблюдение за состоянием экосистемы;
4) описание результата.
понять, как та или иная экосистема выживает или рушится. Примером модели замкнутой экосистемы крупного масштаба являлось сооружение «Биосфера-2», главной задачей которого
То есть целью нашего исследования является создание стойкой закрытой экосистемы « вечного террариума» и разработка правил ухода за ним.
Для проведения нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по вопросам закрытых экосистем .
2. Изучить опыт создания этих экосистем другими исследователями
3. Подобрать компоненты нашей системы материалы и методы исследования.
4. Провести  практический опыт по созданию системы
5. Провести наблюдение за ходом эксперимента (стабильностью системы)
6. Сделать выводы из проведения исследования, подтвердив или опровергнув гипотезу о вечности существования нашего террариума в бутылке (системы).
Предмет исследования: Стойкость закрытой системы - террариума.
Объект исследования:  Закрытая Экосистема в бутылке
Характер  работы: теоретически – экспериментальный.
Практическое значение: Материалы нашего исследования можно использовать в при изучении экологии, окружающего мира.
Методы исследования: Эмпирические анализ литературы, наблюдение; Практические: Эксперимент (моделирование).
               
1.1 Признаки экосистемы
Экосистема - основное понятие экологии. Экология рассматривает взаимодействие живых организмов и неживой природы. Это взаимодействие, во-первых, происходит в рамках определенной системы (экологической системы, экосистемы) и, во-вторых, оно не хаотично, а определенным образом организовано, подчинено законам. Экосистемой называют совокупность продуцентов, консументов и детритофагов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой посредством обмена веществом, энергией и информацией таким образом, что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени.
 Таким образом, для естественной экосистемы характерны три признака:
1) экосистема обязательно представляет собой совокупность живых и неживых компонентов
2) в рамках экосистемы осуществляется полный цикл, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие;
3) экосистема сохраняет устойчивость в течение некоторого времени, что обеспечивается определенной структурой биотических и абиотических компонентов.
Примерами природных экосистем являются озеро, лес, пустыня, тундра, суша, океан, биосфера.  Как видно из примеров, более простые экосистемы входят в более сложно организованные. При этом реализуется иерархия организации систем, в данном случае экологических.  Таким образом, устройство природы следует рассматривать как системное целое, состоящее из вложенных одна в другую экосистем, высшей из которых является уникальная глобальная экосистема - биосфера. В ее рамках происходит обмен энергией и веществом между всеми живыми и неживыми составляющими в масштабах планеты.
1.2 Признаки искусственной экосистемы
К признакам искусственной экосистемы относятся небольшое число биологических видов; преобладание организмов одного или нескольких видов; короткие цепи питания из-за небольшого числа видов . В замкнутых экосистемах любые отходы жизнедеятельности одного биологического вида должны быть утилизированы как минимум одним другим видом. Следовательно, если преследуются цель поддержания жизни человека, то все отходы жизнедеятельности человека должны быть в конечном итоге преобразованы в кислород, пищу и воду.
Примером искусственной замкнутой экосистемы является сад пенсионера Дэвида Латимера (рисунок 2). Латимеру удалось создать в бутылке самую настоящую мини-экосистему. Его традесканция в своем маленьком мире способна поглощать свет и без проблем осуществляет фотосинтез, превращая солнечные лучи в нужную для роста энергию. Бутылка с традесканцией находится у пенсионера примерно в двух метрах от окна под лестницей с момента запечатывания в 1972 году. Благодаря близости к окну растение получает достаточное количество нужного ему света. Для того чтобы листики, которые тянутся к солнышку, росли равномерно, владелец периодически поворачивает стеклянную емкость.

Рисунок 2– Пример замкнутой экосистемы в бутылке

                              
                                         





                                 РАЗДЕЛ 2.  Вечный террариум
2.1. Закладка опыта
Создание нашей модели было разбито на 4 основных этапа.

На первом этапе нами был осуществлен отбор природного материала для составления содержания бутылки (террариума). Из ближайшего лесного массива  были набраны низкорослые растения с небольшой корневой системой (я собирала преимущественно мох), также немного веточек,  а главное — немного почвы и песка. Лесные растения более живучие, чем комнатные (рисунок 3)

Рисунок 3 – Компоненты нашей экосистемы  (террариума)
Землю и растения   мы поместили в бутылку. Затем создаем влажность путем добавления капель воды (шприцем). Без воды ни один организм не сможет выжить, а значит, у нас не получится вечный террариум в бутылке .
После того, как все растения расположили внутри, мы герметично закрыли террариум пробкой. Для того, чтобы кислород из внешнего мира не попадал вовнутрь, а вода, которая находится внутри, не испарялась.

Второй этап заключался в создании физических условий. Для этого удовлетворялись следующие условия:
- необходимое количество света - световой день должен составлять от 8 до 16 часов;
- расстояние, с которого следует освещать экосистему – 35-40 см;
- комнатная температура должна быть от 16 до 26 °С.

Третий этап заключался в наблюдении за состоянием нашей замкнутой экосистемой каждый день. Измерялась температура окружающей среды и в бутылке.  Мы составили следующую таблицу для отображения ежедневного наблюдения за состоянием террариума. Основные параметры для наблюдения:
Параметр
1.
Температура воздуха в комнате
2.
Температура воздуха в бутылке
3.
Визуальный рост растения
4.
Появление животных

Четвертый этап – описание результата. Ниже приведен рисунок 4 с нашей экосистемой в бутылке спустя шесть месяцев после начала исследования. Из рисунка 4 видно, что в емкости присутствует влага, необходимая для растений, освещенности хватает для осуществления жизнедеятельности зеленых частей растений. За период наблюдения мы обнаружили появление отряда Коллембол (ногохвостки), которые составляют часть биологического цикла нашей замкнутой системы (рисунок 5). Они появились декабре  в нашей экосистеме.  Их появление связано с высокой влажностью в системе и созданием благоприятних условий для развития яиц, занесенных, видимо, во время закладки эксперимента. Ногохвостки населяют верхний слой почвы, а также могут жить в лишайниках и мхах, питаясь грибами и налетами бактерий. Если для  падур сложены идеальные условия, высокаявлажность,  они начинают массово размножаться. Вредители размножаются в таком количестве, что им перестает хватать органической пищи, поэтому они переходят на питание свежими растениями.
Появление коллемболы





Учитывая этот факт, я убрала часть ногохвосток из моего террариума  с помощью кусочка свежего картофеля. Положив его в террариум на несколько часов. На нем собралось часть ногохвосток, которых, я перенесла в специальный контейнер для наблюдения. Корневая система растений потребляет минеральные вещества из почвы, которые появляются там, в том числе благодаря жизнедеятельности насекомых. Таким образом, пищевая цепочка в нашей бутылке замкнулась.

2.2 Разработка правил ухода за «вечным террариумом» и прогноз его существования.
Мы разработали правила эксплуатации и ухода за вечными террариумами:
      Обеспечить террариум необходимым количеством света, световой день должен составлять от 8 до 16 часов.
      Оптимальное расстояние, с которого следует освещать террариум – 35-40 см.
      Комнатная температура должна быть от 16 до 26 ° С.
      При выборе стеклянной емкости следует обращать внимание на то, чтобы стекло по максимуму пропускало свет.
      Во время посадки растений обращайте внимание на то, чтобы на них не было никаких насекомых. Если обнаружили, что ползают какие-то жуки, обязательно избавьтесь от них перед тем, как помещать растение в стеклянную емкость
      Самая распространенная причина, убивающая растения в закрытой стеклянной емкости – передозировка воды. Поэтому придерживайтесь правила: лучше недолить, нежели перелить.
      Не допускать повышенной влажности. Хорошим сигналом повышенной влажности в закрытом сосуде является появление на стекле капелек воды или пара. Если заметили подобное, откройте на некоторое время (несколько часов) крышку, пока не исчезнет конденсат.
      Прямые солнечные лучи могут быть губительными для растений в террариуме, став причиной гниения и развития грибковых заболеваний. Поэтому лучшим местом для террариума будет такое, где достаточно рассеянного света. И уж точно не стоит выбирать для этого южные и западные окна.
2.3 Проведение социологического опроса среди учащихся на предмет знаний о закрытых экосистемах
Вопросы:
1. Знаете ли вы что такое экосистема?
2. Можно ли создать «вечный террариум»
3. Все ли растения и животные нужны и взаимосвязаны
4. Знаете ли вы как создать «вечный террариум?»
5.Знаете ли вы как ухаживать за «вечным террариумом?»
6. Знаете ли вы что изучает экология?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ\
В результате проведенного исследования мы:
1. Изучили литературу по вопросам закрытых экосистем .
2. Изучили опыт создания этих экосистем другими исследователями
3. Подобрали компоненты нашей системы материалы и методы исследования.
4. Провели  практический опыт по созданию системы « вечный террариум»
5. Провели наблюдение за ходом эксперимента (стабильностью системы)
6. Провели опрос среди учащихся школы на предмет знания закрытых экосистем.
7. Разработали основные рекомендации по уходу за экосистемами.
Гипотеза про возможность создания «вечного террариума» подтвердилась. Мы смогли  изолировать маленький кусочек природы у себя на столе и наблюдать, что в нем происходит.  В них помещают растения, землю и влагу – базовые элементы для развития и выживания при замкнутом цикле. Из проведенных исследований можно сделать выводы,  что искусственно созданная нами система «вечный террариум» является достаточно устойчивой, так как в ней есть продуценты, консументы и редуценты. Все эти организмы оказывают  то или иное влияние друг на друга. Одни растения (животные) создают биотическую среду для других растений и животных..Прогнозом на будущее нашей системы можно предположить, что, если будет осуществлен достаточный уход за террариумом ( изложено выше), он сможет просуществовать достаточно долго.
 Практическое значение: Результатами нашего исследования можно пользоваться при изучении таких предметов как биология, природоведение, экология, окружающий мир. Нашу модель можно использовать в демонстрационных и практических целях. В будущем такие миниатюрные модели помогут ученым создавать крупные по масштабу замкнутые системы с наибольшим коэффициентом полезного действия, которые бы не приводили к неудачам, как например, системы «Биосфера-2», «Биос».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.     Научно-методический журнал « Биология в школе » №3, 1997 год
2.     Удивительный сад в бутылке / Пер. с фр. И. Крупичевой – М.: 2005 год, 48 с.
3.     Я познаю мир: энцикл.: Экология/Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов – М.: 2006 год, 512
Интернет ресурсы
«Вечный террариум из лампочки» режим доступа: http://indycraft.ru/vechnyj-terrarium-iz-lampochki/
«Биосфера-2: неудавшийся эксперимент создания замкнутой экосистемы» Режим доступа:
«Растение в бутылке» режим доступа:

Гимнастика пробуждения  после сна для детей старшего дошкольного возраста: «Теремок»
Цель:  Укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.

      Стоит в поле теремок. Он ни низок, ни высок.
И.п. – лежа ан спине, руки вверх. Потянуться руками и ногами «резинка».

Чтоб зайти никто не смог, на дверях висит замок.
И. п. – лежа на спине в позе «эмбриона». Покачиваться вперед-назад.

Как бы нам замок открыть, в теремок зверей впустить.
И.п. – лежа на спине, руки вперед. Скрестные движения прямыми руками перед грудью.

Слева зайка, справа мышка.
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы в правую и в левую сторону.

Открывайте-ка задвижку!
И.п. -  лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Положите ноги на кровать вправо, вернуться в И.п. то же влево.

Слева ёжик, справа волк, открывайте-ка замок!
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно подтягивать то правую, то левую ногу к груди, согнутую в колоне.

Зайка, мишка, ёжик, волк. Открывают теремок.
И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе согнутые в коленях. Разведение и сведение колен.

В тереме полным полно, сели радостно за стол. До конфеты дотянулись.
И.п. – упор сидя сзади, ноги врозь. Наклон к правой (левой) ноге, коснуться руками носка, возвращая в И.п. руками повести от носка к бедру.

И друг другу улыбнулись.
И.п. – сидя на краю кровати. Ноги вместе, руки на пояс. Повороты туловища вправо и влево и улыбнуться соседу.

Все конфеты дожевали и немножко поплясали.
И.п. – о.с. руки на пояс. Полуприседание с поворотами туловища вправо-влево.

Все отправились опять в лес лисичку отыскать, чтоб лисичку пригласить, в теремочке погостить.

И.п. – о.с. Дети проходят по дорожке «здоровья» в колонне по одному, взявшись за руки.    
4360286_1367265823nsZrm4K6Q_009037PELEiEtEizEiEjEaP300 (101x36, 4Kb)

Корригирующая гимнастика после сна
     Комплекс: «Буратино» по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик»
Цель: Дать представление о том, что физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы, формировать желание вести здоровый образ жизни, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.

           Папа Карло жил под лестницей в маленькой коморке. На стене висел холст, на котором был нарисован очаг с кипящим котлом. Вот Карло взял полено, которое подарил ему Джузеппе. И решил вырезать из него куклу. Сначала он выпилил голову, и вдруг голова завертелась.
Упражнение № 1 «Вертлявая голова» И.п. – лежа на боку в позе эмбриона. Перекаты с правого бока на левый.
    Затем Карло вырезал руки. А когда были готовы, то вдруг зашевелились.
Упражнение № 2 «Шаловливые ручки». И. п. – лежа на спине, руки вверх. Руки вперед, поднимая голову и плечи.
  Карло продолжал работать. Он вырезал туловище и ноги. Вдруг ножки куклы зашевелились.
Упражнение № 3. «Ножки». И.п. – лежа на спине, руки вверх. Поднять прямые ноги вверх, руками показать на стопы, не отрывать плеч от кровати.
   Столяр Карло подумал: «надо же мальчику придумать имя. Назову его Буратино. И тут Буратино перевернулся на животик и пополз по столу.
Упражнение № 4 «Поползем». И.п. – лежа на животе с опорой на предплечье. Переставляя ноги, вращения вокруг себя вправо и влево.
Папа Карло улыбнулся и сказал Буратино: «Надо купить тебе сынок, одежду и «Азбуку», по которой ты сможешь научиться читать». Карло ушел на рынок. Сквозь маленькое окошко на Буратино упал лучик солнышка и стал играть с ним.
Упражнение № 5 «Ласковое солнышко». И.п. – лежа на животе, руки вверх. Медленные перекаты в правую, затем в левую стороны.
     Буратино решил посмотреть вниз. Он пополз на край стола.
Упражнение № 6. « На краю стола». И. п. -  низкие четвереньки (с опорой        на предплечья) переставляя ноги, вращения вокруг себя вправо и влево.
   Деревянный мальчик решил сначала спуститься на стоящий рядом стульчик.
Упражнение № 7. «Спустись на стул». И.п. – стоя на четвереньках, голова прямо. Выпрямляя ноги (высокие четвереньки), поднять ногу, посмотреть вперед.
    Буратино сидел на стульчике и радостно махал ножками. Вдруг он заметил холст с нарисованным очагом и почувствовал, что хочет кушать. Мальчик решил обязательно посмотреть, что же вариться в котле, и потянулся своим длинным носом к холсту. 
Упражнение № 8. «Что же там в котле». И. п. – сидя на пятках руки вниз. Вернуться в исходное положение.
    И вот Буратино дотянулся до заветного котла, ткнул туда свой длинный нос. Но, к его разочарованию, котел был нарисован. В холсте осталась лишь дыра. Тогда Буратино решил дотянуться до дырки и взглянуть, что же там за холстом.
Упражнение № 9. «Какой я любопытный». И.п. – стоя на одном коленях, руки на поясе. Встать на ноги, руки  вверх.
      Вот пришел папа Карло, он принес своему сыну одежду. Буратино оделся, вымыл ручки и сел кушать. Дети одеваются, моют руки и садятся за столы.
</
         МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ.
                                                                 Подарок.
Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с 
полученным  подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), 
от кого (мама, папа, друг  и т.п.), что именно получили в подарок.
                                                            Осенние листья.
           Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, посте
пенно опускаясь на землю.
Музыкальное сопровождение: «Вальс – фантазия», муз. М.Глинки или вальс 
«Осенний сон», муз. А.Джойса.
                                                                  Утро.
            Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу,
медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, 
открыв  его, любуются ранним утром…
Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э. Грига; «Рассвет на Москве-
реке», муз. М.Мусорского.
                                                           Бабочки.
              На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие 
любуются  своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они
 порхают и кружатся в своем радостном танце.
Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д. Кобалевского; «Вальс» 
из балета «Копеллия», муз. Л.Делиба.
                                                            В стране цветов.
             В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои
 движения, выражая общее радостное настроение.
Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс 
цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П. Чайковского.
                                                               Снежинки.
          То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и 
           искрясь в своем волшебном танце.
Музыкальное сопровождение: «Вальс» из оперы «Елка», муз. В.Ребикова;
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И.Чайковского.
                                               Заколдованный лес.
          Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, 
медленно  извиваясь, заманивают путников в самую чащу…
Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусорского («Картинки с 
выставки»).
                                                          Петя и волк.
           Храбро и весело шагает мальчик Петя, смешно переваливаясь, ковыляет утка;
мягко ступая лапками, крадется кошка; легко и быстро летает птичка; 
тяжело,опираясь  на палку, ходит дедушка, сердито идет волк…
Дети делятся на несколько групп и внутри каждой распределяют роли.
Музыкальное сопровождение: отрывки из симф. сказки «Петя и 
волк», муз. С.Прокофьева.
                                              В царстве Золотой рыбки.
    В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается  раковина, быстро перемещается по дну краб…
Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных»), муз. 
К.Сен-Санса.
                                               В гостях у Русалочки.
  В подводном царстве морского царя Русалочка танцует в окружении рыб и медуз,  крабов и морских звезд, раковин и кораллов…
Музыкальное сопровождение: «Танец Анитры из сюиты», «Пер Гюнт», муз.
 Э. Грига.
</

               
Гиперактивный ребенок:
Игра «Нарисуй мне геометрическую фигуру»
.  Игра способствует запоминанию геометрических фигур, развивая память, внимание, мышление и способность к анализу. Например, воспитатель просит нарисовать фигуру,  у которой нет ни одного угла. Или фигуру, у которой только три угла. Дети, которые не знают фигуры, быстрее запоминают их благодаря наблюдению за сверстниками. А те дети, которые просто заучили названия фигур, начинают смотреть на уже знакомые фигуры иначе.
Игра «Ассоциации». Воспитатель рисует фигуру и просит детей нарисовать предметы из окружающего мира, которые похожи своей формой на заданную фигуру. Например: круг похож на солнышко, колесо и арбуз. У детей развивается мелкая моторика, внимание, мышление и воображение.
Игра «Нарисуй мне цифры от 1 до 10».  Эта игра только кажется для дошкольников простой, на самом деле дети часто путают как правильно писать цифры, меняют их местами или забывают последовательность. Эту игру можно выполнять по очереди, каждый ребенок продолжает цифровой ряд. А если это  хорошо получается, то  можно уже рисовать и двухзначные цифры. Эту же игру с детьми начальной школы можно использовать для быстрого запоминания десятков. И обратного счета. Главное помнить, творчеству нет границ.
Игра «Проверь, какая цифра не на своем месте». Воспитатель пытаясь запутать детей, пишет на песке цифры в неправильном порядке. А дети по очереди исправляют ошибки. Весело играя, дети учатся правильно реагировать на свои возможные ошибки в школьном будущем, быстро их исправлять,  и учит их этому.
Игра «Пишем по образцу слово: МАМА». Любое значимое для ребенка слово (папа, имя ребенка, дом) воспитатель пишет рядом с ним на песке, а он его старательно перерисовывает. В конце игры обязательно похвалить ребенка.
Игра «Перерисуй правильно точки». Это задание дается детям при поступлении в школу, поэтому она чрезвычайно полезна. Воспитатель рисует узор из точек, а ребенок его перерисовывает рядом. Игра помогает ребенку тренировать внимание, и навыки счета.
Игра «Что изменилось».  Эта игра очень полезна для гиперактивных детей, которых сейчас очень много, а также помогает рассеянным детям научиться концетрировать внимание. Дети сидят на корточках, а вожатый начинает  рисунок. Например, это будет будущий дом: для начала рисуется крыша у дома. Дети закрывают глаза и смотрят, что еще нового появилось на рисунке. Вожатый нарисовал фундамент. Потом окошко, и так далее.
Игра «Общий рисунок». Проводится аналогично предыдущей игре, но только картинку рисует не только воспитатель, но и все дети по очереди. Затем, когда рисунок закончен, дети «прокручивают последовательность событий  назад » вспоминая, кто из детей и что рисовал на этом рисунке. Например: вначале Миша нарисовал солнце, потом Катя нарисовала травку...
Игра «Угадай какую цифру я нарисовала на песке». Эта прекрасная игра из нашего детства, развивающая у детей способность к счету, внимание и память. Воспитатель рисует цифру «5» встает на нее ногами, чтобы детям не было видно. Дети по очереди задают наводящие вопросы стараясь побыстрее вычислить правильный вариант ответа: "Эта цифра меньше 7? Эта цифра больше 6?" Угадавший ребенок сам загадывает следующую цифру, рисует ее на песке и встает на нее ногами. Чем старше дети, тем больше должен быть диапазон, в котором загадываются цифры.
Игра «Придумай что может получиться из этой фигуры». Развивает у детей воображение, уверенность в себе  и мелкую моторику. Воспитатель рисует на песке любую линию или начало геометрической фигуры.  В психологии есть аналогичный тест, который позволяет детям побыть «волшебником» и превращать нарисованные закорючки в самые разнообразные рисунки и фигурки. Например, половинка круга может стать солнышком, а треугольник — прекрасная крыша


Если в семье растет гипердинамический ребенок
Если в семье растет гипердинамический ребенок, то правильной политикой по отношению к дошкольным занятиям, по-видимому, будет следующая.
1. Не стоит отдавать ребенка до шести лет в группы, где обучение строится по "школьному" типу, то есть дети во время занятия должны сидеть за партами или столами, поднимать руки, отвечать по очереди, писать в тетрадях, выполнять задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.
2. Вполне допустимо и уместно организовать занятия ребенка-дошкольника в группах, где все проходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д.
3. Если проявления гипердинамического синдрома очень сильны (ребенок-"катастрофа"), то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике. У нервной системы ребенка и так много забот. Как-нибудь он обойдется пока без английского алфавита.
4. Если ребенок попал-таки в обучалку, в которой он явно неуместен, не доводите ситуацию до критической. Быстро забирайте его оттуда, пока ему в глаза не объяснили, кто он такой. И ни в коем случае не качайте права перед администрацией или другими родителями (иначе потом возникнет соблазн разрядиться на ребенке, как на непосредственной причине ваших неприятностей). Объясните ребенку, что он, может быть, еще слишком мал для таких занятий и что вы будете искать то, что ему больше подходит. Или вернетесь к занятиям на следующий год, когда он подрастет...

Однако существуют семьи , в которых ребенка стремятся "развивать". Причем начинать делать это, по мнению озабоченных данной проблемой родителей, надо как можно раньше Абсолютное большинство родителей не делает ничего экзотического, но пребывает в трогательной убежденности, что просто играть, разговаривать, баловаться и гулять с маленьким ребенком на сегодняшний день совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, ребенка непременно надо как-то "развивать". Таким образом, в то время когда у ребенка в норме должно развиваться правое (синтетическое, художественное) полушарие головного мозга, то есть формироваться первая целостная картина мира, его загружают совершенно ненужными ему в тот момент знаковыми системами (буквы, цифры, ноты и т. д.), стимулируя тем самым левое (аналитическое, логическое) полушарие, на работе которого и так построена вся система школьного образования. Надо сказать, что дети - система устойчивая, запрограммированная природой с большим запасом. Так что большинство детей благополучно переживают родительский произвол, выучивая к четырем годам русский и латинский алфавиты, а с пяти лет начиная сносно читать вывески на игровых автоматах . Только вот с образным мышлением у них навсегда остается какая-то недоработка, и пирамидки они складывают как-то неуверенно, без всякого интереса. И почему-то из пяти читающих "вундеркиндов" только один может запустить банальный волчок... Ну, да Бог с ними... Нас интересуют дети не простые, а ги-пер-ди-на-ми-чес-кие... http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=24&r=6

Гиперактивный ребенок:
-               Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
-               Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
-               Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
-               Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
-               Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.


Проект «Родительский университет on-line»

3 комментария:

  1. Спасибо за консультацию. Ведь в каждой группе есть гиперактивные дети.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да у меня в группе тоже есть гиперактивные дети, поэтому мне интересна эта тема.

      Удалить
  2. Здравствуйте Наталья Александровна, Думаю после такой гимнастики малыши всегда будут вставать с кроваток в хорошем настроении.

    ОтветитьУдалить