Методическая копилка



Гимнастика пробуждения  после сна для детей старшего дошкольного возраста: «Теремок»
Цель:  Укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.

      Стоит в поле теремок. Он ни низок, ни высок.
И.п. – лежа ан спине, руки вверх. Потянуться руками и ногами «резинка».

Чтоб зайти никто не смог, на дверях висит замок.
И. п. – лежа на спине в позе «эмбриона». Покачиваться вперед-назад.

Как бы нам замок открыть, в теремок зверей впустить.
И.п. – лежа на спине, руки вперед. Скрестные движения прямыми руками перед грудью.

Слева зайка, справа мышка.
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы в правую и в левую сторону.

Открывайте-ка задвижку!
И.п. -  лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Положите ноги на кровать вправо, вернуться в И.п. то же влево.

Слева ёжик, справа волк, открывайте-ка замок!
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно подтягивать то правую, то левую ногу к груди, согнутую в колоне.

Зайка, мишка, ёжик, волк. Открывают теремок.
И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе согнутые в коленях. Разведение и сведение колен.

В тереме полным полно, сели радостно за стол. До конфеты дотянулись.
И.п. – упор сидя сзади, ноги врозь. Наклон к правой (левой) ноге, коснуться руками носка, возвращая в И.п. руками повести от носка к бедру.

И друг другу улыбнулись.
И.п. – сидя на краю кровати. Ноги вместе, руки на пояс. Повороты туловища вправо и влево и улыбнуться соседу.

Все конфеты дожевали и немножко поплясали.
И.п. – о.с. руки на пояс. Полуприседание с поворотами туловища вправо-влево.

Все отправились опять в лес лисичку отыскать, чтоб лисичку пригласить, в теремочке погостить.

И.п. – о.с. Дети проходят по дорожке «здоровья» в колонне по одному, взявшись за руки.    
4360286_1367265823nsZrm4K6Q_009037PELEiEtEizEiEjEaP300 (101x36, 4Kb)

Корригирующая гимнастика после сна
     Комплекс: «Буратино» по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик»
Цель: Дать представление о том, что физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы, формировать желание вести здоровый образ жизни, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.

           Папа Карло жил под лестницей в маленькой коморке. На стене висел холст, на котором был нарисован очаг с кипящим котлом. Вот Карло взял полено, которое подарил ему Джузеппе. И решил вырезать из него куклу. Сначала он выпилил голову, и вдруг голова завертелась.
Упражнение № 1 «Вертлявая голова» И.п. – лежа на боку в позе эмбриона. Перекаты с правого бока на левый.
    Затем Карло вырезал руки. А когда были готовы, то вдруг зашевелились.
Упражнение № 2 «Шаловливые ручки». И. п. – лежа на спине, руки вверх. Руки вперед, поднимая голову и плечи.
  Карло продолжал работать. Он вырезал туловище и ноги. Вдруг ножки куклы зашевелились.
Упражнение № 3. «Ножки». И.п. – лежа на спине, руки вверх. Поднять прямые ноги вверх, руками показать на стопы, не отрывать плеч от кровати.
   Столяр Карло подумал: «надо же мальчику придумать имя. Назову его Буратино. И тут Буратино перевернулся на животик и пополз по столу.
Упражнение № 4 «Поползем». И.п. – лежа на животе с опорой на предплечье. Переставляя ноги, вращения вокруг себя вправо и влево.
Папа Карло улыбнулся и сказал Буратино: «Надо купить тебе сынок, одежду и «Азбуку», по которой ты сможешь научиться читать». Карло ушел на рынок. Сквозь маленькое окошко на Буратино упал лучик солнышка и стал играть с ним.
Упражнение № 5 «Ласковое солнышко». И.п. – лежа на животе, руки вверх. Медленные перекаты в правую, затем в левую стороны.
     Буратино решил посмотреть вниз. Он пополз на край стола.
Упражнение № 6. « На краю стола». И. п. -  низкие четвереньки (с опорой        на предплечья) переставляя ноги, вращения вокруг себя вправо и влево.
   Деревянный мальчик решил сначала спуститься на стоящий рядом стульчик.
Упражнение № 7. «Спустись на стул». И.п. – стоя на четвереньках, голова прямо. Выпрямляя ноги (высокие четвереньки), поднять ногу, посмотреть вперед.
    Буратино сидел на стульчике и радостно махал ножками. Вдруг он заметил холст с нарисованным очагом и почувствовал, что хочет кушать. Мальчик решил обязательно посмотреть, что же вариться в котле, и потянулся своим длинным носом к холсту. 
Упражнение № 8. «Что же там в котле». И. п. – сидя на пятках руки вниз. Вернуться в исходное положение.
    И вот Буратино дотянулся до заветного котла, ткнул туда свой длинный нос. Но, к его разочарованию, котел был нарисован. В холсте осталась лишь дыра. Тогда Буратино решил дотянуться до дырки и взглянуть, что же там за холстом.
Упражнение № 9. «Какой я любопытный». И.п. – стоя на одном коленях, руки на поясе. Встать на ноги, руки  вверх.
      Вот пришел папа Карло, он принес своему сыну одежду. Буратино оделся, вымыл ручки и сел кушать. Дети одеваются, моют руки и садятся за столы.
</
         МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ.
                                                                 Подарок.
Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с 
полученным  подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), 
от кого (мама, папа, друг  и т.п.), что именно получили в подарок.
                                                            Осенние листья.
           Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, посте
пенно опускаясь на землю.
Музыкальное сопровождение: «Вальс – фантазия», муз. М.Глинки или вальс 
«Осенний сон», муз. А.Джойса.
                                                                  Утро.
            Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу,
медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, 
открыв  его, любуются ранним утром…
Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э. Грига; «Рассвет на Москве-
реке», муз. М.Мусорского.
                                                           Бабочки.
              На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие 
любуются  своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они
 порхают и кружатся в своем радостном танце.
Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д. Кобалевского; «Вальс» 
из балета «Копеллия», муз. Л.Делиба.
                                                            В стране цветов.
             В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои
 движения, выражая общее радостное настроение.
Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс 
цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П. Чайковского.
                                                               Снежинки.
          То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и 
           искрясь в своем волшебном танце.
Музыкальное сопровождение: «Вальс» из оперы «Елка», муз. В.Ребикова;
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И.Чайковского.
                                               Заколдованный лес.
          Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, 
медленно  извиваясь, заманивают путников в самую чащу…
Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусорского («Картинки с 
выставки»).
                                                          Петя и волк.
           Храбро и весело шагает мальчик Петя, смешно переваливаясь, ковыляет утка;
мягко ступая лапками, крадется кошка; легко и быстро летает птичка; 
тяжело,опираясь  на палку, ходит дедушка, сердито идет волк…
Дети делятся на несколько групп и внутри каждой распределяют роли.
Музыкальное сопровождение: отрывки из симф. сказки «Петя и 
волк», муз. С.Прокофьева.
                                              В царстве Золотой рыбки.
    В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается  раковина, быстро перемещается по дну краб…
Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных»), муз. 
К.Сен-Санса.
                                               В гостях у Русалочки.
  В подводном царстве морского царя Русалочка танцует в окружении рыб и медуз,  крабов и морских звезд, раковин и кораллов…
Музыкальное сопровождение: «Танец Анитры из сюиты», «Пер Гюнт», муз.
 Э. Грига.
</

               
Гиперактивный ребенок:
Игра «Нарисуй мне геометрическую фигуру»
.  Игра способствует запоминанию геометрических фигур, развивая память, внимание, мышление и способность к анализу. Например, воспитатель просит нарисовать фигуру,  у которой нет ни одного угла. Или фигуру, у которой только три угла. Дети, которые не знают фигуры, быстрее запоминают их благодаря наблюдению за сверстниками. А те дети, которые просто заучили названия фигур, начинают смотреть на уже знакомые фигуры иначе.
Игра «Ассоциации». Воспитатель рисует фигуру и просит детей нарисовать предметы из окружающего мира, которые похожи своей формой на заданную фигуру. Например: круг похож на солнышко, колесо и арбуз. У детей развивается мелкая моторика, внимание, мышление и воображение.
Игра «Нарисуй мне цифры от 1 до 10».  Эта игра только кажется для дошкольников простой, на самом деле дети часто путают как правильно писать цифры, меняют их местами или забывают последовательность. Эту игру можно выполнять по очереди, каждый ребенок продолжает цифровой ряд. А если это  хорошо получается, то  можно уже рисовать и двухзначные цифры. Эту же игру с детьми начальной школы можно использовать для быстрого запоминания десятков. И обратного счета. Главное помнить, творчеству нет границ.
Игра «Проверь, какая цифра не на своем месте». Воспитатель пытаясь запутать детей, пишет на песке цифры в неправильном порядке. А дети по очереди исправляют ошибки. Весело играя, дети учатся правильно реагировать на свои возможные ошибки в школьном будущем, быстро их исправлять,  и учит их этому.
Игра «Пишем по образцу слово: МАМА». Любое значимое для ребенка слово (папа, имя ребенка, дом) воспитатель пишет рядом с ним на песке, а он его старательно перерисовывает. В конце игры обязательно похвалить ребенка.
Игра «Перерисуй правильно точки». Это задание дается детям при поступлении в школу, поэтому она чрезвычайно полезна. Воспитатель рисует узор из точек, а ребенок его перерисовывает рядом. Игра помогает ребенку тренировать внимание, и навыки счета.
Игра «Что изменилось».  Эта игра очень полезна для гиперактивных детей, которых сейчас очень много, а также помогает рассеянным детям научиться концетрировать внимание. Дети сидят на корточках, а вожатый начинает  рисунок. Например, это будет будущий дом: для начала рисуется крыша у дома. Дети закрывают глаза и смотрят, что еще нового появилось на рисунке. Вожатый нарисовал фундамент. Потом окошко, и так далее.
Игра «Общий рисунок». Проводится аналогично предыдущей игре, но только картинку рисует не только воспитатель, но и все дети по очереди. Затем, когда рисунок закончен, дети «прокручивают последовательность событий  назад » вспоминая, кто из детей и что рисовал на этом рисунке. Например: вначале Миша нарисовал солнце, потом Катя нарисовала травку...
Игра «Угадай какую цифру я нарисовала на песке». Эта прекрасная игра из нашего детства, развивающая у детей способность к счету, внимание и память. Воспитатель рисует цифру «5» встает на нее ногами, чтобы детям не было видно. Дети по очереди задают наводящие вопросы стараясь побыстрее вычислить правильный вариант ответа: "Эта цифра меньше 7? Эта цифра больше 6?" Угадавший ребенок сам загадывает следующую цифру, рисует ее на песке и встает на нее ногами. Чем старше дети, тем больше должен быть диапазон, в котором загадываются цифры.
Игра «Придумай что может получиться из этой фигуры». Развивает у детей воображение, уверенность в себе  и мелкую моторику. Воспитатель рисует на песке любую линию или начало геометрической фигуры.  В психологии есть аналогичный тест, который позволяет детям побыть «волшебником» и превращать нарисованные закорючки в самые разнообразные рисунки и фигурки. Например, половинка круга может стать солнышком, а треугольник — прекрасная крыша


Если в семье растет гипердинамический ребенок
Если в семье растет гипердинамический ребенок, то правильной политикой по отношению к дошкольным занятиям, по-видимому, будет следующая.
1. Не стоит отдавать ребенка до шести лет в группы, где обучение строится по "школьному" типу, то есть дети во время занятия должны сидеть за партами или столами, поднимать руки, отвечать по очереди, писать в тетрадях, выполнять задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.
2. Вполне допустимо и уместно организовать занятия ребенка-дошкольника в группах, где все проходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д.
3. Если проявления гипердинамического синдрома очень сильны (ребенок-"катастрофа"), то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике. У нервной системы ребенка и так много забот. Как-нибудь он обойдется пока без английского алфавита.
4. Если ребенок попал-таки в обучалку, в которой он явно неуместен, не доводите ситуацию до критической. Быстро забирайте его оттуда, пока ему в глаза не объяснили, кто он такой. И ни в коем случае не качайте права перед администрацией или другими родителями (иначе потом возникнет соблазн разрядиться на ребенке, как на непосредственной причине ваших неприятностей). Объясните ребенку, что он, может быть, еще слишком мал для таких занятий и что вы будете искать то, что ему больше подходит. Или вернетесь к занятиям на следующий год, когда он подрастет...

Однако существуют семьи , в которых ребенка стремятся "развивать". Причем начинать делать это, по мнению озабоченных данной проблемой родителей, надо как можно раньше Абсолютное большинство родителей не делает ничего экзотического, но пребывает в трогательной убежденности, что просто играть, разговаривать, баловаться и гулять с маленьким ребенком на сегодняшний день совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, ребенка непременно надо как-то "развивать". Таким образом, в то время когда у ребенка в норме должно развиваться правое (синтетическое, художественное) полушарие головного мозга, то есть формироваться первая целостная картина мира, его загружают совершенно ненужными ему в тот момент знаковыми системами (буквы, цифры, ноты и т. д.), стимулируя тем самым левое (аналитическое, логическое) полушарие, на работе которого и так построена вся система школьного образования. Надо сказать, что дети - система устойчивая, запрограммированная природой с большим запасом. Так что большинство детей благополучно переживают родительский произвол, выучивая к четырем годам русский и латинский алфавиты, а с пяти лет начиная сносно читать вывески на игровых автоматах . Только вот с образным мышлением у них навсегда остается какая-то недоработка, и пирамидки они складывают как-то неуверенно, без всякого интереса. И почему-то из пяти читающих "вундеркиндов" только один может запустить банальный волчок... Ну, да Бог с ними... Нас интересуют дети не простые, а ги-пер-ди-на-ми-чес-кие... http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=24&r=6

Гиперактивный ребенок:
-               Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
-               Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
-               Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
-               Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
-               Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.


Проект «Родительский университет on-line»

3 комментария:

  1. Спасибо за консультацию. Ведь в каждой группе есть гиперактивные дети.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да у меня в группе тоже есть гиперактивные дети, поэтому мне интересна эта тема.

      Удалить
  2. Здравствуйте Наталья Александровна, Думаю после такой гимнастики малыши всегда будут вставать с кроваток в хорошем настроении.

    ОтветитьУдалить