19 октября 2014

Песочная терапия.

 Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих “агрессора” и его “жертву”. Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.
Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.
            Очень полезны игры с песком для детей, которые страдают гиперактивностью, аутизмом, тревожностью, агрессивностью и речевыми проблемами. Последняя категория детей обычно — большие молчуны, и редко кто их может разговорить. Но интересный сюжет общей игры может полностью преобразить молчуна.
       Чуть влажный песок — это прекрасная возможность не только  лепить из него замки, куличики, и пирожки, но и использовать его как “самую экологичную бумагу”. Дети с удовольствием рисуют на песке пальцами, палочками, ракушками, а затем стирают написанное, приглаживая песок ладошками. Помимо того, что это просто успокаивает детей, а об этом в своих работах писал еще сам К.Г.Юнг, песок еще прекрасно развивает у детей мелкую моторику, распределение, переключение и концентрацию внимания. Улучшает тактильное и зрительное восприятие, и развивает нашу память.
Игра «Нарисуй мне геометрическую фигуру»
Игра способствует запоминанию геометрических фигур, развивая память, внимание, мышление и способность к анализу. Например, воспитатель просит нарисовать фигуру,  у которой нет ни одного угла. Или фигуру, у которой только три угла. Дети, которые не знают фигуры, быстрее запоминают их благодаря наблюдению за сверстниками. А те дети, которые просто заучили названия фигур, начинают смотреть на уже знакомые фигуры иначе.
Игра «Ассоциации».
Воспитатель рисует фигуру и просит детей нарисовать предметы из окружающего мира, которые похожи своей формой на заданную фигуру. Например: круг похож на солнышко, колесо и арбуз. У детей развивается мелкая моторика, внимание, мышление и воображение.
Игра «Нарисуй мне цифры от 1 до 10».  Эта игра только кажется для дошкольников простой, на самом деле дети часто путают как правильно писать цифры, меняют их местами или забывают последовательность. Эту игру можно выполнять по очереди, каждый ребенок продолжает цифровой ряд. А если это  хорошо получается, то  можно уже рисовать и двухзначные цифры. Эту же игру с детьми начальной школы можно использовать для быстрого запоминания десятков. И обратного счета. Главное помнить, творчеству нет границ.
Игра «Проверь, какая цифра не на своем месте». Воспитатель пытаясь запутать детей, пишет на песке цифры в неправильном порядке. А дети по очереди исправляют ошибки. Весело играя, дети учатся правильно реагировать на свои возможные ошибки в школьном будущем, быстро их исправлять,  и учит их этому.
Игра «Пишем по образцу слово: МАМА». Любое значимое для ребенка слово (папа, имя ребенка, дом) воспитатель пишет рядом с ним на песке, а он его старательно перерисовывает. В конце игры обязательно похвалить ребенка.
Игра «Перерисуй правильно точки». Это задание дается детям при поступлении в школу, поэтому она чрезвычайно полезна. Воспитатель рисует узор из точек, а ребенок его перерисовывает рядом. Игра помогает ребенку тренировать внимание, и навыки счета.
Игра «Что изменилось».  Эта игра очень полезна для гиперактивных детей, которых сейчас очень много, а также помогает рассеянным детям научиться концетрировать внимание. Дети сидят на корточках, а вожатый начинает  рисунок. Например, это будет будущий дом: для начала рисуется крыша у дома. Дети закрывают глаза и смотрят, что еще нового появилось на рисунке. Вожатый нарисовал фундамент. Потом окошко, и так далее.
Игра «Общий рисунок». Проводится аналогично предыдущей игре, но только картинку рисует не только воспитатель, но и все дети по очереди. Затем, когда рисунок закончен, дети «прокручивают последовательность событий  назад » вспоминая, кто из детей и что рисовал на этом рисунке. Например: вначале Миша нарисовал солнце, потом Катя нарисовала травку...
Игра «Угадай какую цифру я нарисовала на песке». Эта прекрасная игра из нашего детства, развивающая у детей способность к счету, внимание и память. Воспитатель рисует цифру «5» встает на нее ногами, чтобы детям не было видно. Дети по очереди задают наводящие вопросы стараясь побыстрее вычислить правильный вариант ответа: "Эта цифра меньше 7? Эта цифра больше 6?" Угадавший ребенок сам загадывает следующую цифру, рисует ее на песке и встает на нее ногами. Чем старше дети, тем больше должен быть диапазон, в котором загадываются цифры.
Игра «Придумай что может получиться из этой фигуры». Развивает у детей воображение, уверенность в себе  и мелкую моторику. Воспитатель рисует на песке любую линию или начало геометрической фигуры.  В психологии есть аналогичный тест, который позволяет детям побыть «волшебником» и превращать нарисованные закорючки в самые разнообразные рисунки и фигурки. Например, половинка круга может стать солнышком, а треугольник — прекрасная крыша

Комментариев нет:

Отправить комментарий